Интересно

 

 

Наши друзья

RATING ALL.BY

Говорят дети

Каждый ребенок в зародыше лингвист.

Бодуэн де Куртенэ

 

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Появление новых слов в речи детей называют словотворчеством. Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Чаще всего  «новое» детское слово создается по модели, существующей в языке. Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа. Поэтому словотворчество на определенном этапе развития детской речи – вполне закономерное явление.

Ребенок в дошкольном возрасте тонко чувствует слова, воспринимает их не так заштамповано, как взрослый человек. Умение педагогов и родителей сохранить, поддержать этот живой интерес к языку, который наблюдается в дошкольном возрасте, – залог успешного обучения в школе.

Известный детский писатель К. И. Чуковский написал замечательную книгу «От двух до пяти», где изложены собранные им интересные примеры словотворчества детей.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже мы слышим «новые» слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Это не так. Просто к пяти-шести годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

- Что делают гуси?

- Гусякают (Яромир)

- Как зовут маму гусенка?

- Гусиха. (Саша М.)

- Как зовут детеныша петуха?

- Петушонок. (Андрей)

- Посуда из которой мы обедаем? Мы ставим ее на стол?

- Стольная (вместо столовая). Ксюша

Мы живем на спускальной крыше! (В мансарде). (Эрик)

- Мышка поела, и теперь она веселая. Какая она еще?

- Плясальная (Глеб)

- Кто чинит обувь?

- Чинщик обуви.

- Обувщик.

- Как называется эта часть ботинка?

- Нагинайка (вместо "язычок")

- Для чего нужны ушки?

- Чтоб сережки носить! (Иванна)


Шейник вместо воротник.

Поясник вместо пояс.

 

- Я сигнализацию буду проводить.

- А я тоже канализацию проводить буду (Миша Т.) 

- Как зовут детеныша овцы?

- Овчонок! Овенёчек! (Настя Ф.) 

- Овечек! (Миша Т.) 

- Как зовут детеныша коня? 

- Конёнок! (Аня Б.) 

- Как зовут детеныша свиньи?

- Свинёнок! (Миша В.)

- Свиньёнок! (Рома Х.) 

- Как зовут детеныша крольчихи? 

- Крольчичёнок! (Миша Т.)

Пойду в магазин куплю смешку. Лекарство смешивать. (Миша Т.) 

- Я ненавижу пляж! (Маша)

- А я навижу! (Вероника) 

- А ты что, такая плаксуха?  (Юлий) 

- Анечка, как зовут твоего котенка? Может, Муся?

- Нет, Муся у меня дома. А это Мусёныш (Аня Б.) 

- Ребята, кто сидит на дереве?

- Это же чирикалка! (Аня Б.) 

- А у  нас топь в корабле (Аня Б.) 

- Миша, Миша! А у тебя уже вся кофточка в слюнках! (Рома)

- Это у тебя слюнная майка! (Миша Т.) 

Егор объясняет Лизе процесс готовки сладостей:

- Кладешь печенье в мясорубку и мясорубишь, мясорубишь…

Рома воспитателю:

- А я в Африку поеду! И мне сделают 10 прививок!

- Почему 10?

- Потому что в Африке 10 африканских крокодилов!

- У меня прическа холодная! (Андрей Е.)

- А у меня горячая! (Ваня К.)

- Морковка какая?

- Соковая, потому что в ней много сока (Тима)

- Ребята, что такое канат?

- Это тот кто живёт в Канаде.

- Как называется сок из моркови?

- Морковный.

- А из тыквы?

- Тыканый…тыкавный…тывканный…

- Как называется варенье из смородины?

- Смороженное.

- А из слив?

- Сливочное.

Учитель показывает детям следы, вырезанные из цветного картона.

- Ребята, что это?

- Пешки. 

- Как называется тот, кто играет в волейбол?

- Волейболка.

На столе лежит одна шишка.

- Ребята, сколько шишек на столе?

- Одна.

- А что надо сделать, чтобы шишек стало две?

- Построить удваивательный аппарат.

- Ребята, чего в нашем теле по два?

- Две руки, две ноги…

-А в носу чего два?

- Козявки.

Открытый урок по подготовке к школе:

- Скажи, Маша, кто детеныш собаки?

- Щенок.

- А кто папа щенка?

Ребенок после паузы отвечает:

- Щен.

Сосед по парте:

- Ты что, с ума сошла!? Какой щЕн, если щИн!

Это спательный мишка. Потому что он спать хочет. Янина.

Белый медведь живет в зиме...

На севере живет шакалот! (вместо "кашалот" Полина)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить