Интересно

 

 

Наши друзья

RATING ALL.BY

Психологическая готовность к обучению в школе

С наступлением весны у многих родителей, имеющих детей предшкольного возраста, появляется масса вопросов и волнений, связанных с поступлением в школу. Во сколько лучше идти: в 6 лет или в 7? Готов ли мой ребенок к школе? Выдержит ли он нагрузку? Что значит быть готовым или неготовым к школе? Нужно ли делать что-то специальное, чтобы подготовить ребенка к школе? и т.д.

Родительская встревоженность этим событием вполне оправдана, так как, успешность ребенка в школе, его психологическое благополучие и физическое здоровье во многом зависят от своевременного начала школьной жизни, от уровня психологической готовности к обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
А.И.Запорожец указывал, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».
Т.е. психологическая готовность к школе – это зрелость психики ребенка.
Поскольку каждый ребенок индивидуальность, то у каждого по-своему протекают различные процессы в организме и со своей скоростью идет развитие и созревание. В среднем готовность к обучению к школе формируется в возрасте от 6 до 7,5 лет. Есть данные, указывающие на то, что к 7 – 7,5 годам к школе готовы больше 80 % детей, а к 6 – 6,5 лет – меньше 40%.
Как же понять, попадает ли ваш 6-летка в эти 40% или стоит подождать еще год и пойти в школу попозже?
В этом вопросе нам поможет разобраться более подробное рассмотрение компонентов психологической готовности к школе:
- интеллектуальной готовности;
- мотивационно-личностной готовности;
- социальной готовности;
- сформированности предпосылок учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это уровень развития познавательной сферы личности, а именно познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания.
У дошкольников преобладают непроизвольное внимание и память, т.е. ребенок обращает внимание на что-то яркое, необычное, неожиданное и такая информация сама по себе запоминается. К возрасту поступления в школу должны усиливаться произвольные процессы: способность обращать внимание на то, что говорит взрослый, даже если это не очень интересно, способность сосредотачиваться на выполняемом задании длительное время, способность к произвольному запоминанию необходимой информации.
К началу школьного возраста у ребенка также должен быть определенный уровень развития мышления, сформированы мыслительные операции – обобщение, классификация, сравнение, анализ и синтез. Ребенок должен хорошо уметь решать логические задачи на наглядно-образном уровне.
Интерес к знаниям, любопытство, стремление к получению знаний, удовольствие от процесса обучения – это также показатели высокого уровня интеллектуальной готовности ребенка к обучению.
Низкий уровень интеллектуальной готовности может привести к тому, что ребенок будет плохо усваивать программу.

Мотивационно-личностная готовность.
В данный компонент психологической готовности входят особенности мотивационной сферы личности и развитие эмоциональной сферы.
Ведущей деятельностью и ведущей мотивацией ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому занятия для дошкольников должны быть в игровой форме, так лучше всего усваиваются знания, формируются умения и навыки. К школьному возрасту игровая мотивация начинает уступать учебной и учебная деятельность становиться ведущей для ребенка.
Учебная деятельность отличается от игровой тем, что она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Ребенок с ведущей учебной деятельностью способен усваивать знания не только в процессе игры, но в непосредственно учебном процессе. Такой ребенок получает удовольствие от процесса выполнения заданий, проявляет любознательность, интерес ко всему новому, он учиться не потому, что заставляет мама или за награду, а потому что ему интересно.
Признаком преобладающей учебной мотивации является выбор ребенком игр и занятий, связанных с обучением (например, изучение букв и цифр, чтение книг, выполнение различных заданий по раскрашиванию, соединению точек; игры в школу, где ребенок выбирает роль ученика, а не учителя и другие).
В компонент мотивационно-личностной готовности входит также мотивация посещения школы. Практически каждый ребенок дошкольного возраста хочет в школу. Однако неизвестно, что скрывается под этим его желанием, так как невозможно хотеть то, чего ты не знаешь. Можно испытывать любопытство и желание узнать. Поэтому когда дошкольник говорит «я хочу в школу», он имеет в виду, что он хочет узнать что же это такое или просто отражает желание родителей.
Выделяют несколько типов мотивации посещения школы:
- учебно-познавательная (стремление обучаться и интерес к знаниям);
- социальная (понимание необходимости учения);
- позиционная (стремление к новой роли в жизни – роли школьника);
- внешняя (привлекает внешняя атрибутика или стремление в школу из-за желания оправдать ожидания родителей, страх);
- мотивация получения высоких отметок (также связана с желанием оправдать ожидания родителей)
- игровая (интересна не учебная деятельность, а переменки, игры с одноклассниками, приход/уход из школы и т.д.).
Преобладание первых трех типов говорит о сформированности зрелой мотивации посещения школы.
Уровень развития эмоциональной сферы также является важным показателем при диагностике готовности/неготовности к школе.
Эмоционально зрелого ребенка характеризует:
- устойчивое эмоциональное состояние (не начинает плакать при любой неприятности);
- независимость от мамы (спокойно отпускает маму, остается один с другим взрослым);
- умение контролировать свои эмоции (не бросается с кулаками на обидчика, не кричит на весь класс от хорошего настроения);
- позитивное представление о себе (адекватная самооценка);
- отсутствие невротических проблем (грызение ногтей, заикание, тики, энурез), повышенной тревожности.
Более подробно остановимся на описании особенностей самооценки ребенка.
Нормой для дошкольника является завышенная недифференцированная самооценка: ребенок считает себя очень хорошим несмотря ни на что. Соответственно и результаты своей деятельности он рассматривает также: если я хороший, то я все всегда делаю хорошо. Недифференцированная – это значит слитая, общая, ребенок не может оценить свои отдельные качества. Завышенная – это значит, что представление о себе у ребенка немного лучше, чем есть на самом деле.
К началу школьного возраста самооценка:
- во-первых, перестает быть недифференцированной: т.е. ребенок уже может оценить свои отдельные качества – я хороший мальчик, но написал не очень красиво;
- во-вторых, становиться более адекватной, т.е. ребенок уже начинает относиться к себе более критично и понимает, что он не самый лучший во всех областях своей жизни.
Адекватная дифференцированная самооценка – очень важное новообразование в системе психологической готовности к школе. Если ребенок идет в школу с недифференцированной завышенной самооценкой – ему сложно будет принимать критику учителя, так как любое замечание он будет воспринимать как критику всего себя, своей личности. Следовательно будет очень сильно переживать любую неудачу, будет обижаться на учителя, на школу.
Низкий уровень мотивационно-личностной готовности может привести к формированию негативного отношения к школе, нежеланию учиться.

Социальная готовность.
К данному компоненту можно отнести:
- умение себя обслужить (сходить в туалет, одеться/раздеться, покушать, сложить свои вещи);
- умение обратиться за помощью к взрослому при необходимости;
- умение строить отношения со взрослым (выполнять требования, подчиняться, слушать, не обижаться на замечания и т.д.);
- умение строить отношения со сверстниками (умение идти на контакт с другими детьми, организовать совместную деятельность, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и т.д.).
Как правило, дети, посещавшие дошкольные учреждения, не имеют больших сложностей в области социальной готовности. Чаще всего такие трудности бывают у детей, воспитывавшихся до школы исключительно в семье. Поэтому психологами рекомендуется хотя бы один год до школы посещать детский сад.

Сформированность предпосылок учебной деятельности.
Самой важной составляющей данного компонента является произвольность поведения. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.
Произвольность – это способность владеть и управлять своим поведением, способность контролировать свои эмоции, познавательные процессы, двигательную активность.
Ребенок со сформированной произвольностью в процессе обучения:
- с первого раза слышит и понимает инструкцию;
- исправляет свое поведение, если ему сделать замечание;
- способен быть сосредоточенным и вовлеченным на протяжении всего урока;
- не нуждается в дополнительных стимуляциях для выполнения заданий;
- способен на волевое усилие, даже если ему не хочется что-то делать.
Произвольность поведения связана с дозреванием лобных отделов коры головного мозга, которое чаще всего завершается к 7 годам. Следовательно, произвольность поведения у ребенка формируется ближе к этому возрасту.
Также к предпосылкам учебной деятельности относятся:
- способность воспринимать на слух, понимать и запоминать инструкцию педагога;
- анализировать образец и копировать его;
- выполнять задание по аналогии;
- умение находить и корректировать свои ошибки;
- сформированность мелкой моторики руки (зрелость руки к письму).
Несформированность школьной зрелости (произвольности) может привести к проблемам с поведением на занятиях и формированию негативного представления о себе у ребенка.

Таким образом, для определения уровня психологической готовности /неготовности ребенка к обучению в школе необходима комплексная оценка всех описанных компонентов.
Родители, наблюдая за ребенком, беседуя на разные темы, замечая особенности его игры, взаимодействуя с педагогами ребенка (воспитатель детского сада, руководитель кружка, секции), могут попытаться самостоятельно оценить его уровень психологической готовности к школе. Однако если у родителей нет уверенности и много сомнений – можно обратиться за специализированной диагностикой к детскому психологу. Психологи имеют в своем арсенале большое количество специальных методик, направленных на изучение всех компонентов психологической готовности к обучению в школе.

 

Диагностика психологической готовности к школе

Уважаемые родители!

С 1 по 31 мая в школе "Май Бэби" будет проходить диагностика уровня психологической готовности к школе детей, занимающихся в студии "Подготовка к школе".
Не пропускайте занятия!

 

Психологический клуб для родителей

 

Диагностика психологической готовности к школе

Уважаемые родители!

С 25 апреля по 25 мая в школе "Май Бэби" будет проходить диагностика уровня психологической готовности к школе детей, занимающихся в студии "Подготовка к школе".
Не пропускайте занятия!

 

10 заповедей для общения с детьми. Януш Корчак

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

Детский психолог

 

Психологический клуб для родителей

 

Минимальные мозговые дисфункции. Диагностика и коррекция. Рекомендации родителям.


Обычно ММД связывают с родовой травмой, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др.
Стремительные роды, стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это спустя годы аукнется ослаблением той или иной функции детского организма. Почем же не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давно заложенное нарушение. Диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе.
Для психолога неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может (да и не должен). Однако суть этого дефекта необходимо понять, чтобы проследить последствия его отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом и принять меры для их предупреждения и минимизации.

Что же это за нарушения?
Минимальные мозговые дисфункции - наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. При ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1.Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
2.Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
3.Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
4.Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;
5.Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);
6.Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей);
7.Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);
8.Изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
Необходимо помнить!
ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в ВУЗе. В этих случаях требуется только консультативное сопровождение ребенка. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг нередко сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но это бывает возможно только в тех случаях, когда ребенок ведет здоровый образ жизни и не перегружается массой занятий, приводящих к хроническому переутомлению.
У большинства детей с ММД при соответствующем режиме обучения к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется. Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства памяти, внимания и самоуправления) могут проявиться у ребят и в старших классах, несмотря на то, что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении.

Общепринятые диагностические критерии ММД:
-Дебют симптомов в возрасте младше 7 лет;
-Постоянное их сохранение на протяжении как минимум 6 месяцев;
-Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах: например, в детском коллективе и дома.
В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Поскольку гиперактивный тип проявляется значительно чаще следует уделить несколько слов именно этому синдрому.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.
Чтобы проследить развитие гиперактивности на психофизиологическом уровне, можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Причем каждый раз новый построенный этаж выполняет функции всего мозга. (Шевченко Ю.С., 2002 г.)
• Первый уровень – стволовой (нижний этаж), который обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и так далее… Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.
• Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) – это внутриполушарные и межполушарные корковые взаимодействия, которые обеспечивают связь нашего организма с внешним миром через органы чувств, анализирующие поток раздражителей. То есть, этот блок отвечает за прием, переработку и хранение информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестетической, вкуса и запаха, а также всех когнитивных процессов). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит». Этот блок тоже требует своего энергообеспечения.
• И, наконец, третий уровень (от 8 до 12-15 лет) – лобные доли. Которые являются руководителем нашего произвольного поведения, словесного мышления, которое наиболее энергоемко. Это целеполагание, контроль реализации программ, социального поведения.
Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу - вверх), от правого полушария мозга к левому (справа - налево), от задних отделов мозга к передним (сзади - наперед). (Семенович А.В..2002 г.)
И конечным этапом этого строительства является взятие на себя руководства всем мозгом и всеми функциями – нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних (лобных) отделов левого полушария, которые и направляют ту энергетику, которая обеспечивается нижними этажами.
Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии.
Вредных факторов много:
• Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
• Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
• Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору). • Угрозы выкидыша.
• Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Травмы позвоночника при современных технологиях кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.
• Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его приучают сидеть до того, как он сам начинает садиться, когда ребенок еще мало ползал, и мышцы спины еще не окрепли. Также к этим травмам приводит ношение в «рюкзачке».
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)
Эти минимальные деструкции и порождают то, что генетически запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для каждого этажа созревания мозга свой возраст. То есть мы не достроили первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли на третий. Все силы уже там. А ниже не достроено все.
Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость - невнимательность.
Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
1.Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций. Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…
Родители гиперактивных детей должны помнить, что необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
2 .Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам. Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.
Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.
3.Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?
Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).
4.Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Татьяна Новожилова

 

Первый раз в первый класс. Советы психолога

Стоит ли заранее приучать ребенка к режиму? Что делать если ребенок говорит, что он не хочет учиться? Как быть с плохими оценками? На эти и другие вопросы ответил психолог Солигорской детской больницы, координатор Центра здоровья подростков и Молодежи Дунаева Елизавета Юрьевна.
– Все дети разные, а каждый ребенок – это целая вселенная, со своим внутренним миром, своими способностями и интересами, каждый индивидуален и уникален. И когда мы говорим о готовности к школе, в том числе психологической и эмоциональной, то здесь будет важным то, на сколько, во-первых, ребенок, а во-вторых, родители готовы к тому, что ребенок идет в школу, то есть это такая взаимная готовность и родителя и ребенка.
– Что делать если ребенок все-таки говорит, что он не хочет учиться?
– Если ребенок говорит, что он не хочет учиться в школе, то, скорее всего, он к ней еще не готов. Сейчас детей отправляют в школу с шести лет, хотя готовность эта формируется ближе к семи годам. Понятно, что это индивидуально и некоторые дети уже в шесть, шесть с половиной лет абсолютно готовы идти в школу, они могут сосредотачиваться, удерживаться на месте, но есть и другие дети. Поэтому, если ребенок говорит, что он не хочет в школу – это может быть для родителей маячком того, что по какой-то причине ребенок пока не готов. Кроме того, говоря так, часто ребенок высказывает сомнения родителей. Важно чтобы родители сами были твердо уверены, что да, они готовы отдавать ребенка в школу. При подготовке к школе было бы неплохо, чтобы ребенок мог сам выбрать ручки, тетради и другие школьные принадлежности. Тогда приобретение первых школьных вещей будет связано для него с переходом на новый этап, будет ассоциироваться с взрослением. Но, если даже покупка тетрадей, ручек и карандашей не увлекает его, можно воспользоваться какими-то дополнительными диагностическими процедурами. В этом случае было бы лучше обратиться к школьному психологу. Он сможет более четко определить умственную и эмоциональную готовность и понять, над чем можно и нужно поработать.
– Может быть стоит поиграть с ребенком в школу?
– Да, это будет снимать тревогу, отчасти. В процессе игры ребенок сможет побыть учеником и учителем и, таким образом, он сможет смоделировать то, что может с ним происходить. Хотя, многие дети ходят на подготовительные занятия и заранее знают, что ждет их в школе.
– Стоит ли объяснить ребенку, что оценка это то, как оценивают его знания, а не оценка его личности? Как быть с плохими отметками?
– Конечно же, ребенок ориентируется на оценку, которую ставит ему педагог, и здесь важно то, как родители относятся к оценке. С точки зрения педагогики более правильный подход состоит в оценке не неудач ребенка, а его достижений. И при выполнении домашнего задания ребенком, и в том, как он готовится к урокам, и в работе над ошибками, лучше ориентироваться на то, что у него получается хорошо. Если родители постоянно указывают на ошибки и не хвалят ребенка, то это во многом снижает его самооценку. Хвалить ребенка, видеть его реальные достижения очень важно. И чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в похвале даже за то, что кажется нам, взрослым, незначительным или второстепенным.
– Стоит ли заранее приучать ребенка к режиму?
– Всегда хорошо, когда ребенок придерживается определенного режима, близкого к школьному. Например, вставать в определенное время. Этот режим есть первоначально в детском саду. Привычка вставать к 8 часам, завтракать, потом активно заниматься каким-либо видом деятельности, в детском саду это пение, рисование и т.д., а в школе уроки. Но пристального внимания вопросу преждевременного приучения к режиму все-таки не стоит уделять, так как лето – это время когда ребенку важно отдохнуть, набраться сил. Поэтому, если уж приучать к режиму, то нужно, чтобы это было посильно и для родителей и для ребенка, чтобы это не выматывало их и не забирало силы, которые понадобятся в новом учебном году. Хорошо, если у ребенка режим поддерживается и дома, но если по каким-то причинам летом это невозможно, например, ребенок находится в деревне у бабушки, то ничего страшного в этом нет.
– Стоит ли выполнять домашнее задание вместе с ребенком, как работать над самодисциплиной, самоконтролем?
– Самодисциплина – это то, что ребенку в первом классе еще недоступно, потому что еще не сформирована в достаточной мере лобная доля, которая отвечает за самоконтроль, за контроль над эмоциями, за произвольное поведение. В первом классе домашнее задание не является обязательным, его задают, но это своеобразная тренировка для того, чтобы ребенок приучился каждый день кроме классной работы выполнять еще какую-то работу дома. Домашнее задание – во многом навык самостоятельной работы и, когда самостоятельная работа превращается в работу с родителями, самостоятельность не формируется. Поэтому хорошо, если родитель будет поддерживать ребенка, но не будет подменять собой, своим постоянным контролем, самоконтроль ребенка. Самоконтроль формируется постепенно, сначала, когда родители помогают, поощряют, потом, когда родитель присутствует в комнате при выполнении домашнего задания и просто проверяет. Однако, если родители постоянно стоят над душой и говорят: – «Делай, переделывай, переписывай, ты сделал не правильно, давай сначала»… – это не способствует формированию самостоятельности. Ребенок привыкает, что всегда будет кто-то, кто проконтролирует, сделает, если не за него, то вместе с ним.
– Что делать если родители видят, что ребенок сильно устает при выполнении домашнего задания?
– Если вы видите, что ваш ребенок сильно устает, что ему сложно сделать объем, задаваемый учителем, тогда можно и нужно разбивать выполнение домашнего задания на несколько этапов и не требовать от ребенка делать все от начала и до конца за один раз. Можно так же попробовать поговорить с педагогом. Важно поддерживать сотрудничество с учителем, советоваться с ним.
Стоит помнить так же, что игра для ребенка еще остается на этом этапе одной из ведущих видов деятельности. Познание как вид деятельности формируется к первому классу, но еще не сформировано окончательно, и игра пока занимает большое место в жизни ребенка. Также важно, чтобы у ребенка в этот период, умственная деятельность чередовалось с игровой и с физическими нагрузками.
– Возможно, вы дадите какое-то напутствие родителям, универсальный совет…
– Да, конечно! Важно принимать своего ребенка таким, какой он есть. Любить, но не гиперопекать. Доверять своему любимому ребенку, верить, что он справится, справится на том уровне, на котором он может справиться на данном этапе своей жизни, в данном возрасте.
Елизавета Дунаева

 

Трудный разговор с ребёнком

Говорим о сексе и половом воспитании. Советы психолога.

От автора: Обычно, родители стараются как можно дольше избегать разговоров с детьми, касающихся вопросов секса, зачатия и рождения. И это в корне неверно, потому что они важны. Если на определенном этапе развития ребенка нужного разговора не состоялось, то потом будет сложнее объяснить ему и что-то еще. Если, например, упущен разговор о том, «Откуда я появился?», то вопрос, «Как я туда попал?» оказывается для родителей еще более сложным и часто родители не знают с чего вообще начать объяснение.

Как и когда начинать разговор?

Проще всего сделать это, когда ребенок сам задает интересующие его вопросы. Чаще всего он делает это, когда прямо или косвенно соприкасается с интересующей его сферой жизни. Например, он начинает замечать различия между взрослыми и детьми, мамой и папой или видит беременную женщину (или маму, ожидающую еще одного малыша) и т.п. Иногда началом разговора становится какое-то непредвиденное событие: например, малыш увидел родителя противоположного пола голым и заинтересовался этим, или внезапно стал свидетелем сексуальной сцены, предположим, по телевизору.
В любом случае такой разговор должен происходить в спокойной обстановке и манере общения, без повышенных тонов, нравоучений или запугивания. По сути дела он должен проходить также, как на любую другую тему.

Откуда я появился? И как я туда попал?

В вопросах «Откуда я появился?» и «Как я туда попал?» идет соприкосновение сексуальной сферы и репродуктивной, и родителю бывает трудно отделить одно от другого. Как объяснить ребенку «Как я туда попал?», затронув репродуктивную функцию, минуя сексуальную? Как поговорить таким образом, чтобы ребенок понял достаточно и вместе с тем, не сказать лишнего – вот чего боятся многие родители. Здесь есть такой момент: в дошкольном и раннем школьном возрасте пробудить у ребенка интерес к сексу невозможно.
Важно помнить о том, что у детей нет сексуального интереса. Для ребёнка, который задает эти вопросы, важнее родительское отношение к столь важным сторонам жизни, нежели техническая составляющая вопроса.
Здесь важно делать акцент не на том «Как?», а на том "Для чего? Почему это происходит?".

Физиологические отличия

Разговор о сексе должен начинаться с разговора о теле человека. О физиологических особенностях разных полов.
Рано или поздно ребенок обратить внимание на то, что мужчина и женщина устроены по разному, что мама и папа неодинаковы. Мама устроена так, что она может выносить и родить ребенка. Но и без папы рождение детей невозможно.
Ребенку важно объяснить строение половых органов и их различие у мальчиков и девочек. При этом необходимо называть половые органы научными терминами: пенис, яички, вагина, матка и др. Эти названия детям хорошо знать уже в дошкольном возрасте. При этом акцент необходимо делать на репродуктивной функции и вашем отношении к детям и деторождению.
Часто родителей пугают желания ребенка быть другого пола, или смущают вопросы о том, вырастет ли у меня грудь, как у мамы, или пенис, как у папы – таким образом ребенок пытается понять свою половую принадлежность и это вполне нормальные вопросы.

Мама с папой очень любили друг друга

Основной акцент в ответе на главные вопросы должен быть сделан на любви. «Мама с папой очень любили друг друга, и у нас появился ты (ребенок). У мамы есть матка и яичники, но мама одна родить ребенка не может, для этого ей нужен папа. У папы есть сперматозоиды, маленькие клеточки, которые папа вкладывает маме во влагалище. Сперматозоиды бегут к матке соединяются с маминой клеткой (яйцеклеткой) так появляется маленький ребеночек, который растет у мамы в животе 9 месяцев. Ему там уютно и безопасно». Нужно сказать, что у мамы есть специальное отверстие, через которое рождается ребенок, это отверстие называется влагалище. Все. Этого ребенку достаточно знать.
Существует большое количество видео и мультфильмов на тему зачатия и рождения. Но, неправильным будет посадить ребенка смотреть такой мультик одного, не обсуждая во время просмотра то, что происходит на экране. Аналогичную книгу с картинками для детей также важно просматривать и обсуждать вместе. Самое главное, на что следует обращать внимание родителям при таком разговоре, это то, что рождение ребенка - это результат любви между мамой и папой.
Нельзя также говорить, что мама съела зернышко, которое ей дал папа, и у нее появился ребенок – это не правильно! Зачатие не может происходить посредством рта, и нельзя вводить ребенка в заблуждение.
Кроме того, от того как родители разговаривают с ребенком на тему его рождения, физиологических особенностей, секса и любви, формируется дальнейшее отношение ребенка к этим вопросам, отношение, которое он может пронести через всю жизнь.
Важно чтобы основную информацию о своем поле, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, ребенок получал от родителей, а не в искаженном виде на улице или в сети Интернет. Родитель не должен раздражаться вопросам. Не должен отвечать на них так, будто речь идет о чем-то постыдном.

Знания – защита

Тема секса в нашем обществе табуирована, и чаще всего родителям стыдно говорить о ней с ребенком. Но знания – это защита. Ребенку нужны знания, чтобы не стать заложником сексуальной эксплуатации. По статистике, неосведомленные дети чаще попадают под воздействие личностей с сексуальными отклонениями, так как извращенцы ищут самых незащищенных детей. Если же преступник видит, что ребенок знает ответы на «интимные» вопросы, то, скорее всего, ему об этом рассказали родители. В любом случае кто-то из взрослых разговаривает с ним на эти темы, а значит ребенок может пожаловаться, рассказать кому-то о домогательствах.
Кроме того, ребенку важно дать понять, что его тело принадлежит ему. Иногда, ему запрещают трогать себя в определенных местах, но сами родители делают это без предупреждения и разрешения ребенка (например, подмывают, или осматривают половые органы). То же самое, если речь идет о медицинском осмотре: ребенка могут не предупредить и не объяснить о том, что с ним будет происходить (уколы, осмотр гинеколога и пр.).
В этих случаях у малыша может сформироваться мнение, что его тело ему не принадлежит и он сам не может распоряжаться им, но это могут делать взрослые даже без предупреждения. Такому ребенку в дальнейшем будет очень сложно противостоять сексуальной эксплуатации.
Говорить «нет» взрослым ребенок учится в дошкольном возрасте. Учить этому позже будет уже намного сложнее. Не стоит запугивать ребенка рассказами о сексуальном насилии, но основы безопасного поведения он должен знать.

Зашел в комнату в неподходящий момент
Если ребенок зашел в комнату к родителям в неподходящий момент, либо увидел родителя противоположного пола голым, не нужно пугаться и тем более сердиться.
Именно родители недостаточно соблюли меры предосторожности и недостаточно хорошо организовали свое уединение. И вины ребенка в том, что он увидел лишнее, нет. Такая ситуация может послужить толчком чтобы начать разговор на сексуальную тему.
Выбрав удобное время можно сказать ребенку: «Мама и папа, которые живут вместе и любят друг друга, иногда обнимаются, целуются, и спят вместе. Им нравится доставлять друг другу удовольствие, но другие люди видеть этого не должны. Именно благодаря этому удовольствию появляются дети. Но получать такое удовольствие могут только взрослые люди, которые в состоянии родить и вырастить ребенка, заботиться о нем». Это все, что ребенок должен знать. Такого ответа ему будет вполне достаточно.
И помните, любую тему с ребенком можно обсудить без излишнего сексуализирования.
Психолог Елизавета Дунаева.

 

Литература для родителей по воспитанию детей

Эти книги помогут вам лучше понимать себя и своего ребенка и более эффективно строить отношения со своими детьми

  1. Л. Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»
  2. Л. Петрановская «Если с ребенком трудно»
  3. И. Млодик «Книга для неидеальных родителей»
  4. И. Млодик «Современные дети и их несовременные родители»
  5. И. Млодик «Метаморфозы родительской любви»
  6. Д.В. Винникот «Маленькие дети и их матери»
  7. Д.В. Винникот «Разговор с родителями»
  8. М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
  9. А. Миллер «Драма одаренного ребенка и поиск собственного я»
  10. А. Миллер «Воспитание, насилие и покаяние»
  11. Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»
  12. Я. Корчак «Как любить ребенка»
  13. Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»
  14. Франсуаза Дольто «На стороне ребенка»
  15. Е. Мурашова «Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»»

Психолог Наталья Салюк